Меню

5 предложений с местоимением что. Пять предложений личными местоимениями

Мигрень

§ 2909. В разговорной речи, просторечии, а так­же в ориентированных на эти сферы языка жанрах письменной, особенно стихотворной речи присубстантивно­определительная связь нередко оформляется словом что, в данной позиции неизменяемым.

Неизменяемость делает возможным употребление слова что при существительных всех родов и обоих чисел. По условиям употребления местоимение что в одних случаях совпадает со словом который, в других - со словом какой. Для связи, оформляемой словом что, характерна поддержка со стороны главного предложения словами тот или, реже, такой.

Близость слова что к слову который наблюдается там, где что имеет отождествительную функцию, т. е. указывает на идентичность лица или предмета, названного существительным, лицу или предмету, обозначенному самим словом что. Такая связь всегда имеет ограничительный характер. При этом в книжной речи действует правило, согласно которому слово что может занимать только позицию им. или вин. п.

Таков же был тот нежный взор, Что я любил Судьбе в укор (Лерм.); Сквозь цветы, что стоят на окне, Пробивается солнце лучами (И. Суриков); Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья (Тютч.); Чужие письма. Кто знает, где теперь эти люди, что писали их? (Кавер.); Та память вынесенных мук Жива, притихшая, в народе, Как рана, что нет­нет - и вдруг Заговорит к дурной погоде (Твард.); Твое лицо едва ль кому напомнит Того мальчишку, что давным­давно Жил за стеной в одной из этих комнат, Смотрел сквозь это темное окно (Симон.).

Разговорная, непринужденная речь не знает этого ограничения: слово что употребляется здесь также в позиции, предназначенной для косвенных падежей: Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах? (Чех.); [Хвост] стал как ламповый ежик, что стекла чистят (Житков).

§ 2910. Слово что равнозначно слову какой, если оно выражает отношения сходства или соответствия тому, что считается нормальным, обычным.

В уста ее, в очи и в плечи Седой чародей целовал И те же ей сладкие речи, Что милый о свадьбе, шептал (Некр.); Уже в следующую минуту это становился не тот человек, что в предыдущую (Дост.); И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом (Фет); Мысли были все те же, что в прошлую ночь, однообразные, ненужные (Чех.); В это лето я впервые надел студенческий картуз и был счастлив тем особым счастьем начала молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору (Бунин); Малинин испытал то же чувство, что и многие люди, сражавшиеся в те дни под Москвой (Симон.).

§ 2911. В силу своей позиционно обусловленной неизменяемости слово что нередко попадает в условия неразличения с союзом что и - при наличии частицы бы - с союзом чтобы (со значением следствия).

Я правду о тебе порасскажу такую, Что хуже всякой лжи (Гриб.); В свете есть такие ль дива? Вот идет молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть (Пушк.); Нет ли у вас на примете молодого человека, поскромнее и образованного, конечно, чтобы мог свободно излагать на бумаге разные там мысли, прожекты, ну и прочее (А. Остр.).

Разграничение сочетания что бы (местоимение что и частица бы, которые в произношении обычно сливаются) и союза чтобы возможно путем введения в состав придаточного местоимений он, она, оно при союзе чтобы (1) или неконтактного размещения элементов что и бы (2).

1) Уж вы ищите, Самсон Силыч, такого человека, чтобы он совесть знал (Остр.); Когда ж под тучею, прозрачна и чиста, Поведает заря, что минул день ненастья, - Былинки не найдешь и не найдешь листа, Чтобы не плакал он и не сиял от счастья (Фет).

2) Найди мне поскорей такого жениха, что пошел бы к нам «во двор» (Бунин).

Добрый день, дорогие друзья!

Представьте себе ситуацию: стоите Вы в магазине сувениров в Англии, выбираете магниты в подарок. Вам нужны не те магниты, а эти. А как сказать по-английски? Те, эти, тот, этот… Одно маленькое слово, а смысл сказанного уже меняется. Сегодня мы с Вами научимся отличать предложения с указательными местоимениями на английском.

Из этой статьи Вы узнаете:

Запомните четыре простых слова

Когда с личными местоимениями мы уже разобрались, нужно выучить и другие виды. Те, которые помогут Вам указать на то, о чем вы говорите в английском языке называются demonstrative pronouns, так как они указывают на расстояние между говорящим и тем, о чем он говорит.

Предлагаю Вам взглянуть на таблицу и сравнить их:

Pronoun Перевод Пример
This Эта, этот, это This picture is really nice (Эта картина очень красивая).
That Та, тот, то That house is mine (Тот дом мой).
These Эти These flowers are lovely (Эти цветы прекрасные).
Those Те Those children are playing (Те дети играют).

Их нужно выучить!

Все просто!

Указательные местоимения с переводом на русский

Что касается произношения, будьте внимательны, произнося this и these. Разница совсем незначительная. Для нас, но не . Давайте разберемся с транскрипцией. Первое слово произносится как|ðɪs| (зыс), второе — |ðiːz| (зиис).

Подписывайтесь на мой блог. Находите еще больше полезных статей и правил, а так же вы получите в подарок — базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы.

То есть в первом случае практически тот же самый звук, но короче, во втором нужно потянуть его немного подольше. В чем же отличие? Читайте далее. Кстати, вы уже читали мою новую статью про ?

Указательные местоимения

Все возможные значения

Итак, this используется по отношению к в единственном числе или неисчисляемым тогда, когда предмет, на который мы указываем расположен близко к нам. Например, This book is interesting (Эта книга интересная). That употребляется по отношению к тем же самым существительным, но тогда, когда предмет расположен далеко от говорящего. Can you pass me that knife, please? (Подай мне, пожалуйста, тот нож).

Что касается these, то его говорим тогда, когда указываем на существительные во множественном числе, если они расположены рядом с нами. Whose are these ear rings? (Чьи эти серёжки?) На подобные вопросы ответим притяжательным местоимением. They are hers. Those также относится к словам во множественном числе, но, когда они далеко от нас. Can you pass me those slippers, please? (Подай мне, пожалуйста те тапочки).

Примеры употребления указательных местоимений

Помимо их основной функции – прямо указывать на предмет у demonstrative pronouns есть и другие случаи употребления:
This можно встретить во временных фразах со словами типа: morning, afternoon, evening, week, month, year. Обозначают такие выражения ближайший временной отрезок. Например, Let’s meet this Saturday (Давай встретимся в эту субботу). То есть имеется ввиду суббота на этой неделе.

  1. This year I’m going to study at university (В этом году я буду учиться в университете).
    Все четыре местоимения используются для того, чтобы избежать повторений.
  2. Put butter, flower and sugar into a bowl. Mix this well (Положите масло, муку и сахар в миску. Хорошо перемешайте это).
    We are going to the beach and then to the restaurant at the weekend. Are you happy with that? (Мы пойдет на пляж, затем в ресторан на выходных. Тебя это устраивает?)По отношению к людям. Для того, чтобы представить их.
  3. Sam, this is my father Mr. Smith (Сэм – это мой папа – мистер Смит).
  4. Is that your husband over there? (Это твой муж там?)
    Также можно встретить в телефонных разговорах либо, когда Вам нужно спросить кого-либо, либо когда Вы сами поднимаете трубку.
  5. Hello! This is Jane speaking (Здравствуйте! Джейн на проводе).
  6. Hi! Is that Oliver? (Привет! Это Оливер?)
    Иногда указательные местоимения указывают на эмоциональную близость. Так, например, если Вы говорите о том, что вы любите, что вызывает у Вас приятные, положительные эмоции, можете смело использовать this или these.
  7. I like Paris with all these beautiful buildings (Мне нравится Париж со всеми этими красивыми зданиями).
    Если же, напротив, что-либо вызывает у Вас негативные эмоции, можно говорить об этом, добавив that или those.
  8. I didn’t like that new café. The food was terrible (Мне не понравилось то новое кафе. Еда была ужасная).
  9. The hotel we stayed wasn’t good. All those paintings on the wall were to bright (Отель, в котором мы остановились был не очень хороший. Все те рисунки на стенах были слишком яркими). Иногда that используется вместо определенного артикля the, когда имеется ввиду что-то, о чем многие знают. Например, Do you remember that little café on the corner? They closed it down last week? (Помнишь то маленькое кафе на углу? Его закрыли на прошлой неделе).
    This периодически употребляют вместо неопределенного артикля a/an, когда хотят рассказать о чем-то важном, недавно произошедшем, сообщить новость. This guy got into the bank and stole one million dollars (Этот парень забрался в банк и украл миллион долларов).

Предложения с указательными местоимениями

Теперь давайте закрепим все вышесказанное и проделаем упражнения.
Вставьте подходящее по смыслу указательное местоимение на месте пропусков.

  1. _____cake tastes really good!
    Например, This cake tastes really good!
  2. _____guy knocked on the door and asked if I had ordered a newspaper.
  3. What’s in _____box over there?
  4. Sara, _____is my sister Jane.
  5. _____is my son over there.
  6. On the phone.
    — Hello! Is _____Samantha speaking?
  7. Let’s order some chicken for lunch. Are you ok with_____ ?
  8. I’m going to take up yoga class _____month.
  9. I’ve been to _____part of Australia.
  10. You can use any of _____laptops.

Переведите следующие предложения :

Те книги очень тяжелые.
Например, Those books are really heavy.

  1. Сандра, это моя подруга Никки.
  2. Я отправлю эти открытки по пути домой.
  3. Мне не понравился тот фитнес клуб. Слишком маленький и там душно.
  4. Помнишь тот супермаркет у дороги? Там сейчас скидка на молоко.
  5. Мне очень нравятся эти белые футболки в новом магазине.
  6. Подай мне, пожалуйста, тот салат.
  7. Мне нужно покрасить те стены.
  8. Стив выглядел очень счастливым этим утром.
  9. Чьи эти сапоги?

Хотите узнать больше нового об английском языке и доказать себе, что учить его легко и ? Подписывайтесь на блог Viva Европа и осваивайте английский при помощи полезных статей и упражнений.

С вами была я, филолог английского языка, Екатерина Мартынова.
Всем удачного дня!

В русском языке одной из важных частей является грамматика. Она необходима, чтобы правильно говорить и писать. Часто у неграмотных людей слова звучат несвязно и нелепо. Части речи изучают в начальной школе, но не все знают, к какому разряду и категории относится местоимение «его», какого оно рода и числа. Чтобы разобраться в тонкостях, обращаются за помощью к морфологическому разбору.

Употребление местоимения в русском языке

В русском языке часть речи занимает важное место, так как необходимо для указания на предмет или его признаки. К местоимению задают вопросы: Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? В начальную форму часть речи ставят, чтобы увидеть слово в именительном падеже и единственном числе.

  • Эту картину я написал за несколько дней.
  • Моя мама - самая лучшая.
  • Что же случилось?

Изменять самостоятельную часть речи можно, склоняя по падежам. Некоторые разряды имеют род, число и падеж. В предложении выступают подлежащим, дополнением и определением. Местоимение «его» имеет начальную форму «он». Это личный вид, который в предложении обозначают как дополнение. После постановки вопроса можно определить, чем еще выступает местоимение в предложении.

Это видно на примере:

  1. Я не заметил его во время игры.
  2. Ты увидишь его сегодня?
  3. Ты его предупредил?
  4. Я очень хорошо знаю его.
  5. Его слова ранили меня.
  6. Я не знал, как его уговорить.
  7. Его мама всегда встречает нас приветливо.
  8. Я не знаю, можно ли его есть?
  9. Его имя всегда на первых полосах газет.
  10. Мы его догоним?

Местоимение часто выступает синонимом, чтобы не повторять слова. С помощью части речи легко составить предложение, которое будет идеально связано по смыслу и не потеряет своих характеристик. Это особенно важно, если необходимо составить рассказ или текст. Все предложения будут связаны даже без указания главного героя или действия. С помощью местоимений можно подчеркнуть признак, указать, чьим он является.

Деление на категории по значению

При изучении местоимения определяют основные группы. Делят их по значению, поэтому можно быстро определить, о чем говорится в предложении. Категории включают в себя часть речи, указывающую на что-либо или относящиеся к чему-то.

Правило гласит, что местоимение бывает нескольких видов:

  1. Личное, необходимое для указания конкретного человека или предмета: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
  2. Притяжательное покажет, кому принадлежит объект: мой, твой, ваш, их.
  3. Возвратное понадобится для определения явления самому себе.
  4. Вопросительное пишется со знаком вопроса: кто, который, чей.
  5. В предложении с подчинением соединяют несколько частей. Например, который, чей, сколько, что.
  6. Неопределенное означает, что то, о ком говорится является неизвестным. В списке местоимения некто, кое-что, кое-кто, чей-нибудь.
  7. Отрицательное говорит, что предмет ни к кому не относится, что его нельзя охарактеризовать: ничей, никакой.
  8. Указательные необходимы для того, чтобы показать, о каком предмете идет речь. Среди них: этот, тот, та, столько.
  9. Определительные указывают на общий признак нескольких предметов: всякий, любой, каждый.

Начальная форма местоимения «его» - «он», поэтому часть речи относится к личной форме. В зависимости от того, что хотят сказать, второстепенный член предложения укажет, чей предмет или явление. Это можно увидеть в таких предложениях: «Его улыбка привлекает внимание. Это его рюкзак. Мы узнаем его по походке. Его костюм сидит безупречно». При написании предложений видно, на что указывает местоимение «его». В зависимости от вопроса, это может быть предмет и признак того, чьим он является.

Падежи в русском языке

Падеж необходим, чтобы определять функцию слова в предложении, его синтаксическую роль. Его же определяют, как склонение слов. Грамотный образованный человек умеет делать это правильно. Местоимение «его» в русском языке находится не в начальной форме. Это означает, что его уже просклоняли.

Чтобы это сделать, необходимо знать, что существуют 6 падежей. Для именительного необходимы вопросы: Кто? Что? Чтобы поставить в родительный, задают вопрос: Кого? Чего? В дательном падеже стоят вопросы: Кому? Чему? Часто путают именительный и винительный, в котором вопросы: Кого? Что? Для творительного характерны: Кем? Чем? Последний предложный: О ком? О чем?

Употребление предлога перед местоимением «его» в косвенном падеже имеет форму «у него». Это же относится к местоимениям «у нее, у них». При склонении нужно соблюдать правила, чтобы не допустить ошибок при написании и в разговорной речи.

Форма местоимений и определение по разряду

Местоимение в предложении может стоять вместо существительного, числительного, прилагательного и наречия. За счет имеющихся характеристик указывает на предмет, выражает отношение. Имеет разное значение и грамматическое значение.

Личные местоимения покажут конкретный объект, о котором необходимо сообщить. Постоянный признак - лицо, которое бывает первого, второго и третьего вида. Часть речи относится к третьему лицу. Начальная форма местоимения «его» - «он». Постоянный морфологический признак укажет на количество предметов и явлений.

Чтобы узнать, какое число у местоимения «его», нужно обратить внимание на правило. К единственному относится «я, ты, он, она», а также их производные. Ко множественному - «мы, они». Все личные местоимения изменяются по падежам. Это относится не только к окончанию, но и всему слову.

Так как разряд местоимения «его» личный, перед употреблением узнают грамматическое значение и функцию в предложении. Это позволит узнать, какую часть речи заменили. Это может быть предмет, явление или признак. Личное местоимение «он» указывает на признак «его».

Для определения начальной формы часть речи ставят в именительный падеж, единственное число, мужской род. Необходимо поставить вопрос: кто или что? Это относится к предмету. Если имеется признак, вопросы будут: какой или каков? Когда указывают количество, используют вопрос: сколько? Иногда местоимение не изменяется по родам и числам. Например, я или кое-что. В этом случае начальной формой выступает грамматическая основа в именительном падеже.

В некоторых случая у местоимений нет такой формы: некого, себя. Для них она связана с родительным падежом. Это будет первая словоформа в падежном списке русского языка. В предложении с местоимением «его» различают контекст и смысловое значение личной и притяжательной части речи.

  • Увидел (кого?) его. Личное местоимение с начальной формой «он» (кто?).
  • Его (чьи?) туфли. Притяжательное, употребляется только в этой форме, поэтому считается начальной.

На примере видно, что перед написание следует уделить внимание правилу постановки местоимения в начальную форму. Обращают внимание на вопрос, который можно поставить в определенном случае.

Число местоимений

Личные местоимения 3-го лица указывают на предмет без участия в предложении. В косвенном варианте имеют формы, образованные от другого корня. Есть несколько особенностей склонения, о которых необходимо знать. Личный разряд местоимения «его» и начальных форм подразумевает, что часть речи может определяться единственным и множественным лицом.

В первом случае учитывают мужской, женский и средний род. Местоимение «он» относится к первому разряду. Это единственное число. К женскому относят «она», что также является единственным в своем роде. Средний - «оно». Во множественном числе это будет местоимение «они». После определения можно переходить к следующему этапу определения падежа. Если необходимо узнать, какое местоимение «его», необходимо знать правила склонения. Часть речи будет стоять в косвенном падеже, а основой служит слово «он».

Падежи и склонение местоимений

Грамотный человек в совершенстве владеет умением склонять разные части речи. Со временем правила забываются, что приводит к неправильному составлению предложений, нарушению структуры. Члены предложения в этом случае не согласованы между собой.

В русском языке шесть падежей, значит, столько же форм изменений окончаний. Они имеют важное значение при правильном употреблении самой падежной формы, числа и рода. Важно запомнить не только падежи, но и вопросы к ним.

Чтобы проще было подобрать правильный вопрос, используют дополнительные слова. Для каждого падежа свое слово: есть (кто?), нет (кого?), дать (кому?), вижу (кого, что?), доволен (кем?), говорю (о ком?). Часто в предложении путают именительный и винительный падеж. В этом случае и пригодится дополнительное слово, которое, в зависимости от участия слова в предложении, поможет правильно установить падеж.

Падеж местоимения «его» - родительный, так как можно использовать слово «нет» и вопрос: кого? Однако это при условии, что начальной формой выступает местоимение «он». В другом случае вопрос будет: чей? В предложении с местоимением «его» можно увидеть, чем выступает часть речи, каким членом является.

  1. Я увидел его.
  2. Мама попросила его помочь.
  3. Я принес его куртку.
  4. Его волосы были темными.
  5. Каждый день его лекции посещало огромное количество студентов.

В первом и втором предложении ставят вопрос: кого? В остальных - чью, чьи? Это позволит при необходимости провести правильный синтаксический разбор.

Отличительные особенности падежей

В именительном падеже рассматривают характеристику главного и второстепенного члена предложения. Характеризуется отсутствием предлога. Родительный необходим для подтверждения принадлежности. Падеж местоимения «его» - второй в списке. Это можно увидеть в предложении: «Это его я видел вчера на празднике». Ставят вопрос: кого? Дательный необходим для определения точки, указывающей на окончание действия.

Винительный, как и именительный, указывает на сам предмет. Отличается только вопрос: кто или кого? При определении подбирают слово «есть» или «вижу». Творительный покажет, с помощью чего совершается действие. Предложный падеж употребляется исключительно с предлогом, что указывает на место, где происходят события или предмет.

В лингвистике предложный падеж разделяют на две категории. Изъяснительный отвечает на вопросы: кто, что? Он характеризует предмет, о котором говорят или повествуют. Местный отвечает на вопрос: где? Склонение происходит как в единственном, так и во множественном числе.

Падежные склонения местоимений

Грамматическая сторона правил указывает на то, что имеются три разряда для местоимений. Сюда относится существительное, прилагательное и числительное. Вместо них и употребляется часть речи.

  • К существительным относится: я, ты, кто, что.
  • К прилагательным: мой, твой, ваш, наш.
  • К числительным: столько, сколько.
  • К наречиям: где, куда, когда, там, потому.

При изменении слов и их склонения отличаются окончания в словах. Чтобы проследить за процессом, можно рассмотреть местоимение «он». Его ставят в определенный падеж, что правильно составить словосочетание или предложение.

  1. И.п. - он (есть кто?)
  2. Р.п. - его (нет кого?), у него (есть у кого?)
  3. Д.п. - ему (дать кому?), к нему (прийти к кому?)
  4. В.п. - его (вижу кого?), за него (сделаю за кого?)
  5. Т.п. - им (доволен кем?), с ним (с кем?)
  6. П.п. - о нем.

В списке указаны все падежные формы местоимения «он». Для каждого предусмотрен вопрос и дополнительное слово, которое поможет правильно определить падеж. Важно помнить правило о том, как пишется местоимение «его» с буквой -н. Рассмотрев все варианты, можно научиться писать грамотно.

Морфологический разбор

Изучение русского языка неразрывно связано с необходимостью изучать морфологию частей речи. Сюда же относится местоимение. Необходимо изучить, определить грамматические и синтаксические характеристики. Часть речи имеет разную структурную характеристику, поэтому отличается порядок разбора. В предложении местоимения играют разную синтаксическую роль.

Для разных групп местоимений существуют свои особенности. Например, чтобы узнать, какое местоимение «его», устанавливают начальную форму. Это будет слово «он», которое впоследствии склоняют по падежам.

Общий порядок одинаковый:

  • Определение начальной формы.
  • Рассмотрение морфологических признаков.
  • Роль слова в предложении.

Чаще всего первый вопрос решается просто. А вот с морфологическими признаками сложнее, поэтому нужно обращать внимание на тонкости. Местоимения из разряда существительных имеют постоянные признаки в виде разряда, числа и рода, если они имеются. Для личных понадобится лицо. Все это можно подобрать, если сразу определить разряд. Среди непостоянных признаков находится падеж.

Как разобрать местоимение «его»?

Приступим к морфологическому разбору. Это можно сделать после того, как будет известно, какого лица и падежа местоимение «его». Это часть речи, которая относится к личным местоимениям. Придерживаясь плана, сделать разбор не сложно.

  1. Определяют значение местоимения в предложении в виде объекта или признака.
  2. Вопрос ставится в нужном падеже: кто? какой? сколько?
  3. Правильно определить начальную форму поможет именительный падеж и единственное число.
  4. Морфологическая роль выражается с помощью постоянных и непостоянных признаков.
  5. Определяют, чем является в предложении.

При указании постоянных признаков сразу определяют разряд. Если это личная форма, можно определить. К какому лицу относится местоимение. Затем переходят к роду, числу и падежу. Часть речи в зависимости от значения будет дополнением, если отвечает на вопросы косвенных падежей. Если это определение - вопрос: чей? Выделяют обстоятельство, когда задают вопрос: где?

Пример морфологического разбора местоимения «его» как прилагательного:

Его глаза сияли, как звезды.

  1. Местоимение в предложении имеет форму его.
  2. Среди постоянных признаков - притяжательное, неизменяемое, а непостоянных нет.
  3. Глаза (чьи?) его (определение).

Еще один пример морфологического разбора местоимения «его», как существительного:

Я хочу его увидеть.

  1. В предложении часть речи местоимение с начальной формой «он».
  2. Выделяется постоянными характеристиками личной формой, 3-им лицом, в предложении стоит в мужском роде, единственном числе, в родительном падеже.
  3. Увидеть (кого?) его (дополнение).

Местоимение - это часть речи, которая укажет на объект и не назовет его. Оно характеризует признаки, определяет, чьим является предмет. Чтобы правильно писать и говорить, необходимо знать правила склонения части речи по падежам, признаки и характерные особенности в зависимости от разряда. Это позволит не делать ошибок в окончаниях и правильно составлять предложения.

Местоимение входит в шестерку самостоятельных частей речи (наряду с прилагательным, существительным, глаголом, числительным, существительным). Само по себе название "местоимение" заключает в себе смысл, который свойственен данной части речи. То есть местоимение употребляется вместо имени собственного, обозначающего, например, имя человека или географическое название. Например, Руслан (он), Марина (она), Кордельеры (они) или имени нарицательного: ливень (он), гараж (он), горы (они). Другими словами, местоимение такая часть речи, которая заменяет одно название другим, но при это не конкретизирует первое. Использовать местоимение удобно в живой речи или при написании различных сочинений, текстов, когда нужно заменить одно имя другим, чтобы не было повторов. Повторов в речи нежелательны, поэтому когда нужно повторить одно и тоже название второй раз, то его желательно заменить местоимением. Можно сказать так: Андрей сказал, что домой сегодня не придет, и после этого Андрей открыл дверь и вышел из дома. Такое написание нежелательно. Лучше написать или сказать вот так: Андрей сказал, что домой сегодня не придет, и после этого он открыл дверь и вышел из дома.

Разряды местоимений по значению

  • личные (я, мы, ты, вы и др.);
  • возвратный (себя);
  • вопросительные (кто, что, какой, чей и др.);
  • относительные (кто? что? какой? чей? ид др.);
  • неопределенные (некто, нечто, некоторый и др.);
  • отрицательные (никто, ничто, никакой и др.);
  • притяжательные (мой, твой, его, ее и др.);
  • указательные (тот, этот, такой и др.);
  • определительные (весь, всякий, каждый и др.).

Как видим, местоимение "себя" относится к разряду возвратных местоимений. Данный разряд ограничивается только одним местоимением. Отличительной особенностью местоимения "себя" является то, что она не имеет формы именительного падежа. Словом, данной местоимение употребляется во всех падежах, кроме именительного.

  • Себя я люблю, но тебя больше, дорогая Марина;
  • Собой я горд, поскольку сдал вступительные экзамены лучше всех;
  • Самому себе только глупый причинит вред.

Местоимение - это особый класс знаменательных слов, которые указывают на предмет, не называя его. Чтобы избежать тавтологии в речи, говорящий может использовать местоимение. Примеры: я, твой, кто, этот, всякий, самый, весь, себя, мой, иной, другой, что, сколько-нибудь, некто, нечто и т. д.

Как видно из примеров, местоимения чаще всего употребляются вместо имени существительного, а также вместо прилагательного, числительного или наречия.

Для местоимений свойственно разделение на разряды по значению. Эта часть речи ориентирована на имена. Другими словами, местоимения заменяют имена существительные, прилагательные, числительные. Однако особенность местоимений заключается в том, что, замещая имена, они не приобретают их значение. По сложившейся традиции, к местоимениям относятся только изменяемые слова. Все неизменяемые слова рассматриваются как местоименные наречия.

В данной статье будут представлены по значению и грамматическим особенностям, а также примеры предложений, в которых употреблены те или иные местоимения.

Таблица местоимений по разрядам

Личные местоимения

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Возвратное местоимение

Притяжательные местоимения

мой, твой, наш, ваш, свой

Указательные местоимения

этот, тот, такой, столько

Определительные местоимения

сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой

Вопросительные местоимения

кто, что, каков, который, чей, сколько, какой

Относительные местоимения

кто, что, как, каков, который, чей, сколько, какой

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Неопределенные местоимения

некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, что-либо, сколько-то, сколько-нибудь

По местоимения делятся на три разряда:

  1. Местоименные существительные.
  2. Местоименные прилагательные.
  3. Местоименные числительные.

Личные местоимения

Слова, указывающие на лица и предметы, которые являются участниками речевого акта, носят название "личные местоимения". Примеры: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Я, ты, мы, вы обозначают участников речевого общения. Местоимения он, она, они не участвуют в речевом акте, о них сообщается говорящим как о неучастниках в акте речи.

  • Я знаю о том, что вы хотите мне сказать. (Участник речевого акта, объект.)
  • Ты должен прочитать всю художественную литературу из списка. (Субъект, на который направлено действие.)
  • Мы провели замечательные каникулы в этом году! (Участники речевого акта, субъекты.)
  • Вы прекрасно сыграли свою роль! (Адресат, объект, к которому направлено обращение в речевом акте.)
  • Он предпочитает спокойное времяпрепровождение. (Неучастник речевого акта.)
  • Она точно поедет в Америку этим летом? (Неучастник речевого акта.)
  • Они впервые в жизни прыгнули с парашютом и остались очень довольны. (Неучастник речевого акта.)

Внимание! Местоимения его, ее, их в зависимости от контекста могут употребляться как в разряде притяжательных, так и в разряде личных местоимений.

Сравните:

  • Его не было сегодня в школе ни на первом, ни на последнем уроке. - Его успеваемость в школе зависит от того, насколько часто он будет посещать занятия. (В первом предложении его - личное местоимение в родительном падеже, во втором предложении его - притяжательное местоимение.)
  • Я попросил ее, чтобы этот разговор остался между нами. - Она бежала, ее волосы развивались по ветру, а силуэт терялся и терялся с каждой секундой, отдаляясь и растворяясь в свете дня.
  • Их всегда нужно просить, чтобы они делали музыку тише. - Их собака очень часто воет по ночам, будто тоскует о каком-то своем невыносимом горе.

Возвратное местоимение

К этому разряду относится местоимение себя - указывает на лицо объекта или адресата, которые отождествляются с действующим лицом. Такую функцию выполняют возвратные местоимения. Примеры предложений:

  • Я всегда считал себя самым счастливым на всем белом свете.
  • Она постоянно любуется собой.
  • Он не любит совершать ошибки и доверяет только себе.

Можно, я оставлю этого котенка у себя?

Притяжательные местоимения

Слово, указывающее на принадлежность лица или предмета другому лицу или предмету, носит название "притяжательное местоимение". Пример: мой, твой, наш, ваш, свой. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность к говорящему лицу, собеседнику или неучастнику акта речи.

  • Мое решение всегда оказывается самым верным.
  • Ваши пожелания обязательно будут исполнены.
  • Наша собака ведет себя очень агрессивно по отношению к прохожим.
  • Твой выбор останется за тобой.
  • Наконец-то я получил свой подарок!
  • Свои мысли оставьте при себе.
  • Мой город скучает по мне, и я чувствую, как мне его не хватает.

Такие слова, как ее, его, их могут выступать как личное местоимение в или как притяжательное местоимение. Примеры предложений:

  • Их машина стоит у подъезда. - Их не было в городе 20 лет.
  • Его сумка лежит на стуле. - Его попросили принести чай.
  • Ее дом находится в центре города. - Ее сделали королевой вечера.

Принадлежность того или иного лица (предмета) группе объектов также указывает притяжательное местоимение. Пример:

  • Наши совместные поездки запомнятся мне еще надолго!

Указательные местоимения

Демонстратив - это второе название, которое носит указательное местоимение. Примеры: этот, тот, такой, столько. Эти слова выделяют тот или иной предмет (лицо) из ряда других, подобных ему предметов, лиц или признаков. Такую функцию выполняет указательное местоимение. Примеры:

  • Этот роман намного интереснее и познавательнее всех тех, что я читал раньше. (Местоимение этот выделяет один предмет из ряда ему подобных, указывает на особенность этого предмета.)

Местоимение это также выполняет данную функцию.

  • Это море, эти горы, это солнце навсегда останутся в моей памяти самым светлым воспоминанием.

Однако следует быть внимательными с определением части речи и не перепутать указательное местоимение с частицей!

Сравните примеры указательных местоимений:

  • Это было превосходно! - Это ты играл роль лисицы в школьном спектакле? (В первом случае, это является местоимением и выполняет сказуемого. Во втором случае это - частица и синтаксической роли в предложении не имеет.)
  • Тот дом намного старше и красивее, чем этот. (Местоимение тот выделяет предмет, указывает на него.)
  • Ни такой , ни другой вариант ему не подходили. (Местоимение такой помогает сконцентрировать внимание на одном из многих предметов.)
  • Столько раз он наступал на одни и те же грабли, и опять все повторяет заново. (Местоимение столько подчеркивает неоднократность действия.)

Определительные местоимения

Примеры местоимений: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой . Этот разряд делится на подразряды, каждый из которых включает в себя следующие местоимения:

1. Сам, самый - местоимения, которые имеют выделительную функцию. Они возвышают объект, о котором идет речь, индивидуализируют его.

  • Сам директор - Александр Ярославович - присутствовал на званом вечере.
  • Ему предложили самую высокооплачиваемую и престижную работу в нашем городе.
  • Самое большое счастье в жизни - любить и быть любимым.
  • Само Ее Величество снизошло до похвалы в мой адрес.

2. Весь - местоимение, имеющее значение широты охвата характеристики лица, предмета или признака.

  • Весь город пришел, чтобы посмотреть на его выступление.
  • Вся дорога прошла в угрызениях совести и желании вернуться домой.
  • Всё небо было покрыто тучами, и не было видно ни единого просвета.

3. Всякий, каждый, любой - местоимения, обозначающие свободу выбора из нескольких предметов, лиц или признаков (при условии, если они вообще существуют).

  • Семен Семенович Лаптев - мастер своего дела - это вам всякий скажет.
  • Любой человек способен достичь того, чего он хочет, главное - приложить усилия и не лениться.
  • Каждая травинка, каждый лепесток дышали жизнью, и это стремление к счастью передавалось и мне все больше и больше.
  • Всякое слово, сказанное им, оборачивалось против него, но он не стремился это исправить.

4. Иной, другой - местоимения, которые имеют значения нетождественности тому, о чем было сказано ранее.

  • Я выбрал иной путь, который был более доступен для меня.
  • Представь, другой на моем месте поступил бы так же?
  • В иной раз он придет домой, молча, поест и ляжет спать, сегодня же все было иначе…
  • У медали две стороны - другой я не заметил.

Вопросительные местоимения

Примеры местоимений: кто, что, каков, который, чей, сколько, какой.

Вопросительные местоимения заключают в себе вопрос о лицах, предметах или явлениях, количествах. В конце предложения, в котором содержится вопросительное местоимение, обычно ставится знак вопроса.

  • Кто был тот мужчина, что заходил к нам сегодня утром?
  • Что ты будешь делать, когда закончатся летние экзамены?
  • Каков должен быть портрет идеального человека, и как ты себе его представляешь?
  • Который из этих трех человек мог знать, что случилось на самом деле?
  • Чей это портфель?
  • Сколько стоит красное платье, в котором ты пришла вчера в школу?
  • Какое твое любимое время года?
  • Чьего ребенка я видел вчера во дворе?
  • Как ты думаешь, нужно ли мне поступать на факультет международных отношений?

Относительные местоимения

Примеры местоимений: кто, что, как, каков, который, чей, сколько, какой .

Внимание! Эти местоимения могут выступать как в роли относительных, так и в роли вопросительных местоимений, в зависимости от того, в том или ином контексте они употребляются. В сложноподчиненном предложении (СПП) употребляется исключительно относительное местоимение. Примеры:

  • Как ты готовишь бисквитный пирог с вишневой начинкой? - Она рассказала, как она готовит пирог с вишневой начинкой.

В первом случае как - местоимение,имеет вопросительную функцию, т. е. субъект заключает вопрос о неком предмете и о способе его получения. Во втором случае местоимение как употребляется в роли относительного местоимения и выступает в роли связующего слова между первым и вторым простыми предложениями.

  • Кто знает, в какое море впадает река Волга? - Он не знал, кем приходился ему этот человек, и чего можно было ждать от него.
  • Что нужно сделать для того, чтобы устроиться на хорошую работу? - Он знал, что нужно делать для того, чтобы получить высокооплачиваемую работу.

Чего - местоимение - употребляется и как относительное, и как вопросительное местоимение, в зависимости от контекста.

  • Что мы будем делать сегодня вечером? - Ты говорил, что сегодня мы должны проведать бабушку.

Чтобы точно определить разряд местоимений, выбирая между относительным и вопросительным, нужно помнить, что вопросительное местоимение в предложении можно заменить на глагол, имя существительное, имя числительное в зависимости от контекста. Относительное местоимение заменить нельзя.

  • Что вы хотите сегодня на ужин? - Вермишель я бы хотел на ужин.
  • Какой цвет тебе нравится? - Фиолетовый цвет тебе нравится?
  • Чей это дом? - Это мамин дом?
  • Который по счету ты в очереди? - Ты одиннадцатый по счету в очереди?
  • Сколько у тебя конфет? - У тебя шесть конфет?

Аналогичная ситуация с местоимением чем. Сравните примеры относительных местоимений:

  • Чем бы заняться на выходные? - Он совершенно забыл, чем хотел заняться на выходные. (Как мы видим, во втором варианте местоимение чем входит в разряд относительных и выполняет связующую функцию между двумя частями сложноподчиненного предложения.)
  • Как вы попали вчера в мой дом? - Анна Сергеевна вопросительно смотрела на мальчика и не понимала, как он попал в ее дом.
  • Каково осознавать, что ты в беде? - Я знаю по себе, каково осознавать, что твои планы рушатся стремительно и безвозвратно.
  • Который раз я прошу тебя больше так не делать? - Она уже потеряла счет, который раз ее сын доводил до слез свою классную руководительницу.
  • Чья машина припаркована у ворот моего дома? - Он был в растерянности, поэтому не мог сообразить, чьей идеей было спровоцировать драку.
  • Сколько стоит этот персидский котенок? - Ему сообщили, сколько стоит рыжий персидский котенок.
  • Кто знает, в каком году произошло Бородинское сражение? - Три ученика подняли руки: они знали, в каком году произошло Бородинское сражение.

Некоторые ученые предлагают объединить относительные и вопросительные местоимения в один разряд и назвать их "вопросительно-относительные местоимения". Примеры:

  • Кто здесь? - Он не видел, кто был здесь.

Однако в настоящее время прийти к общему согласию пока не удалось, и разряды вопросительных и относительных местоимений продолжают существовать отдельно друг от друга.

Отрицательные местоимения

Примеры местоимений: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. Отрицательные местоимения имеют значение отсутствия лиц, предметов, а также для обозначения их отрицательных характеристик.

  • Никто не знал, чего от него можно ожидать.
  • Ничто его не интересовало настолько, чтобы он мог посвятить этому делу всю свою жизнь.
  • Никакой долг и никакие деньги не могли удержать его от побега.
  • Одинокая собака бежала по дороге, и казалось, что у нее никогда не было хозяина, дома и вкусного корма по утрам; она была ничья .
  • Он пытался найти себе оправдания, но оказалось, что все произошло именно по его инициативе, и некого было винить в этом.
  • Ему было совершенно нечего делать, поэтому он медленно шел под дождем мимо светящихся витрин магазинов и наблюдал за встречными проезжающими машинами.

Неопределенные местоимения

От вопросительных или относительных местоимений образуется неопределенное местоимение. Примеры: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, что-либо, сколько-то, сколько-нибудь. Неопределенные местоимения содержат в себе значение неизвестного, неопределенного лица или предмета. Также неопределенные местоимения имеют значение намеренно скрываемой информации, которую говорящий специально не хочет сообщать.

Такие свойства имеет Примеры для сравнения:

  • Чей-то голос раздался в темноте, и я не совсем понял, кому он принадлежал: человеку или зверю. (Отсутствие информации у говорящего.) - Это письмо было от моего некого знакомого, который долгое время отсутствовал в нашем городе и теперь собирался приехать. (Намеренно скрываемая информация от слушателей.)
  • Нечто невероятное происходило этой ночью: ветер рвал и метал листву с деревьев, молния сверкала и пронзала небо насквозь. (Вместо нечто можно подставить аналогичные по смыслу неопределенные местоимения: что-то, кое-что. )
  • Некоторые из моих друзей считают меня странным и чудным человеком: я не стремлюсь зарабатывать много денег и живу в маленьком старом доме на краю деревни. (Местоимение некоторые можно заменить следующими местоимениями: кое-кто, несколько. )
  • Несколько пар обуви, рюкзак и палатка уже были уложены и ждали, пока мы соберемся и уедем далеко-далеко из города. (Субъект не уточняет количество предметов, обобщает их число.)
  • Кое-кто сообщил мне, что вы получили письмо, но не хотите признать в этом. (Говорящий специально скрывает всякую информацию о лице.)
  • Если кто-либо видел этого человека, просьба сообщить об этом в полицию!
  • Кто-нибудь знает, о чем разговаривали Наташа Ростова и Андрей Болконский на балу?
  • Когда вы увидите что-либо интересное, не забудьте записать свои наблюдения в блокнот.
  • Кое-какие моменты в изучении английского языка оставались для меня непонятными, тогда я возвращался к прошлому уроку и пытался пройти его снова. (Намеренное сокрытие говорящим информации.)
  • Сколько-то денег еще оставалось у меня в кошельке, но я не помнил, сколько. (Отсутствие информации о предмете у говорящего.)

Грамматические разряды местоимений

Грамматически местоимения делятся на три разряда:

  1. Местоименное существительное.
  2. Местоименное прилагательное.
  3. Местоименное числительное.

К местоименным существительным относятся такие разряды местоимений, как: личные, возвратные, вопросительные, отрицательные, неопределенные. Все эти разряды по своим грамматическим свойствам уподобляются именам существительным. Однако местоименные существительные обладают определенными особенностями, которых не имеет местоимение. Примеры:

  • Я пришел к тебе. (В данном случае это мужской род, которые мы определили по глаголу прошедшего времени с нулевым окончанием). - Ты пришла ко мне. (Род определяется по окончанию глагола "пришла" - женский род,

Как можно заметить из примера, некоторые местоимения лишены категории рода. В этом случае восстановить род можно логически, исходя из ситуации.

Другие местоимения перечисленных разрядов имеют категорию рода, но он не отражает реальных отношений лиц и предметов. Например, местоимение кто всегда сочетается с глаголом в мужском роде прошедшего времени.

  • Кто из женщин впервые побывал в космосе?
  • Кто не спрятался, я не виноват.
  • Она знала, кто будет следующим претендентом на ее руку и сердце.

Местоимение что употребляет с существительными среднего рода прошедшего времени.

  • Что вам позволило совершить этот поступок?
  • Он не подозревал, что где-то могло происходить что-то, похожее на его историю.

Местоимение он имеет родовые формы, однако род здесь выступает как классификационная форма, а не как именительная.

К местоименным прилагательным относятся указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные местоимения. Все они отвечают на вопрос какой? и уподоблены прилагательным по своим свойствам. Они обладают зависимыми формами числа и падежа.

  • Этот тигренок самый резвый в зоопарке.

К местоименным числительным относятся местоимения столько, сколько, несколько. Они уподоблены по своему значению в сочетании с существительными.

  • Сколько книг ты прочитал за это лето?
  • Столько возможностей теперь было у меня!
  • Несколько горячих пирожков бабушка оставила для меня.

Внимание! Однако в сочетании с глаголами местоимения сколько, столько, несколько используются как наречия.

  • Сколько стоит эта оранжевая кофточка?
  • Столько потратить можно только на отдыхе.
  • Я несколько задумался над тем, как жить и что делать дальше.