Меню

Е м ярославский историческая концепция. Публикации

Заболевания

3 марта - годовщина со дня рождения одного из основателей большевистской партии, соратника Ленина, лидера советского атеистического движения Емельяна Михайловича Ярославского.

Единодушно буржуйские, клерикальные и даже некоторые "патриотические" СМИ поливают товарища Ярославского грязью. Обязательно пройдясь по национальной принадлежности Ярославского (его настоящее имя - Миней Израилевич Губельман), клерикалы пишут гнусные антисемитские бредни про "жидомасона Ярославского, который пил кровь русских православных младенцев" и далее в том же стиле. Всех, кто выступает против преподавания "закона божьего" в школах, клерикалы именуют не иначе как "потомками ярославских-губельманов". Это у клерикалов считается самым большим ругательством. Оцените, например, высказывание некоего Алексея Шорохова с благочестивого православного сервере "Русское воскресение" (речь идет о попытках общественности пресечь распространение антисемитского учебника "Основы православной культуры") (орфография сохранена): "Как и не исчезал никуда товарищ Губельман. Который - ярославский. Главарь революционных погромов Русской Православной Церкви и патологический русофоб. Семя, видать, у него безбожника такое беспокойное (осиновый кол ему памятник)... ". И далее: "потомки ярославских-губельманов возмущены, что Алла Бородина (автор учебника "Основы православной культуры") уверена, что "тьма" - это, очевидно, все, что не православие". В этом, вообще-то, уверен всякий православный человек, читающий утром Символ веры, а вечером Деяния апостолов ".

Вообще-то, неправославных людей в мире довольно много: свыше 6 миллиардов. И всех их Шорохов объявил недочеловеками. Да и православие как самостоятельное течение существует лишь с 1054 года. И клерикалы готовы объявить "тьмой" все, что было до этой даты, в том числе и все великие достижения античной культуры. Да уж, куда там всяким Аристотелям, Демокритам, Платонам и Лукрециям до таких светочей человечества, как бомж Василий Блаженный или диакон Кураев...

Именно против таких вот мракобесов, как упомянутый Шорохов, и боролся всю свою жизнь товарищ Ярославский.

Родился он 19 февраля (3 марта) 1878 года в Чите в семье ссыльно-поселенцев. Окончил трехклассное городское училище, с 9 лет работал в переплетной мастерской, потом служил в аптекарском магазине. Выдержал экзамен за 4 класса гимназии. В 1898 году вступил в РСДРП, организовал первый марксистский кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. Входил в состав Читинского комитета РСДРП. В 1903 году Ярославский был арестован; освободившись под надзор полиции, перешел на нелегальное положение. Переехав в Петербург, Ярославский вошел в состав Петербургского комитета, вел партийную работу на предприятиях за Нарвской заставой. В апреле 1904 года во время подготовки первомайской демонстрации вновь был арестован, и, будучи освобожден под залог в декабре того же года, вновь вернулся к партийной работе. После 9 января 1905 года вел партийную работу в Твери, Нижнем Новгороде, Киеве и Одессе. 13 февраля 1905 года был в третий раз арестован в Одессе и находился в тюрьме до Потемкинского восстания. Летом 1905 года после десятидневной голодовки был выпущен на свободу и вернулся к партийной работе сначала в Одессе, потом в Туле. С октября по декабрь 1905 года был одним из руководителей рабочего движения в Ярославле (отсюда и псевдоним Ярославский). После Таммерфорсской конференции большевистской партии (декабрь 1905), на которой он представлял Ярославскую организацию. Ярославский переехал в Москву, вошел в МК, работал в его военной организации, участвовал в редакции журнала "Жизнь солдата". Весной 1906 года в четвертый раз арестован на конференции московской большевистской военной организации. Совершив побег из Сущевской Тюрьмы, Ярославский поехал делегатом от Ярославля на IV Съезд РСДРП. После съезда вел партийную работу в Екатеринославе, Москве и Петербурге, где редактировал подпольную военную газету "Казарма". В конце 1906 года принимал участие в первой военно-боевой конференции РСДРП в Таммерфорсе, создавшей "Временное бюро военных и боевых организаций". Весной 1907 года участвовал в работе V (Лондонского) Съезда РСДРП как делегат от военных организаций Петербурга и Кронштадта. После возвращения в Петербург был в пятый раз арестован и приговорен к 7 годам каторжных работ. Февральскую революцию встретил на поселении в Якутской области.

В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты "Социал-демократ", осенью 1917 года редактировал газету "Деревенская правда". Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске. На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах - членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года - секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты "Правда" и журнала "Большевик", с 1931 года - председатель Общества старых большевиков, с 1937 года - депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года - академик и член ЦК ВКП(б).

На партийную биографию товарища Ярославского следует обратить внимание хотя бы потому, что "Завтра" и "Советская Россия" периодически любят высказаться про "троцкистов типа Ярославского-Губельмана". Хотя Ярославский действительно был Губельманом, но кем он никогда не был, так это троцкистом. Он вел непримиримую борьбу с троцкизмом.

Перу товарища Ярославского принадлежит ряд политических работ: "Очерки по истории ВКП(б)", "Анархизм в России", "Биография В.И.Ленина". Но вошел в историю товарищ Ярославский в первую очередь благодаря своей атеистической работе. Он был основателем и несомненным лидером главной атеистической организации СССР - Союза воинствующих безбожников, редактором журнала "Безбожник". Современному человеку слова могут показаться агрессивными, но вспомните то время. В гражданскую войну попы с оружием в руках убивали рабочих и крестьян. Когда в стране был голод, церковь прятала запасы зерна и церковные ценности, не давая использовать их для помощи голодающим. Когда все антисоветские организации были уничтожены, церковь осталась единственным легальным центром притяжения антисоветских сил. В годы коллективизации попы вместе с кулаками убивали колхозных активистов, поджигали колхозное имущество. Наконец, своими действиями церковники отвлекали народ от социалистического строительства. Да и достаточно вспомнить современные деяния церкви - как церковники, например, варварски разрушили лучший в мире бассейн "Москва" и воздвигли на его месте убогий "храм Лужка-спасителя". Поистине, они ничего не забыли и ничему не научились.

Главный антирелигиозный труд Емельяна Ярославского - "Библия для верующих и неверующих". Об этой книге надо рассказать подробнее. Дело в том, что сегодня сторонники религиозного образования говорят: "Знать библию нужно обязательно, хотя бы потому, что без знания библии вы не сможете разобраться в мировой культуре". Да, конечно, образованному человеку не мешало бы для общего кругозора знать и содержание библии. Но читать ее в оригинальном варианте очень тяжело. Поэтому широко распространен жанр популярных изложений религиозной литературы - как, например, евангелие от Льва Толстого или книги "Забавная библия" или "Забавное евангелие" Лео Таксиля (конец XIX века), который излагает содержание Ветхого и Нового заветов с материалистических позиций, с юмором подчеркивая все несуразности, в которые попы заставляют верить людей (знаете ли вы, скажем, что, согласно библии, заяц обладает раздвоенными копытами? И мы должны в это верить, ибо нелепо). Таксиль ясно показывает, что библию можно считать самой безнравственной книгой в мире - потому что никто не совершал столько преступлений, сколько благочестивые христианские святые: тут и геноцид, и предательство, и убийства, и кровосмешение, и содомия. Книга Ярославского "Библия для верующих и неверующих" аналогична творчеству Таксиля с той разницей, что если Таксиль критиковал библию с просветительской точки зрения, то Ярославский пишет с последовательно классовых, диалектико-материалистических позиций. Кроме того, в своей критике религиозных догм Ярославский опирается уже на уровень развития науки ХХ века.

Когда в 1941 году началась война, Советское правительство было вынуждено направить все ресурсы на фронт и закрыть ряд изданий, не имеющих отношения к обороне. В числе закрытых оказались и издания Союза воинствующих безбожников. Религиозное лобби во властных структурах тут же воспользовалось этим для укрепления своих позиций, результатом чего стала известная встреча Сталина и Молотова с патриархом Сергием в 1943 году. И хотя Советское правительство сразу же четко заявило, что ни о каком восстановлении дореволюционного статуса церкви не может идти и речи, товарищу Ярославскому тяжело было это видеть. 4 декабря 1943 года он скончался. Похоронен он был у Кремлевской стены.

Сегодня мы имеем дело с классическим пропагандистским приемом буржуазии, когда пытаются демонизировать наиболее знаковые фигуры. Все помнят, как демонизировали Сталина, изображая его кровавым злодеем, уничтожившим до 100 миллионов человек (конкретное число зависело не только от степени подлости разоблачителя, но и от степени знакомства его с арифметикой). Буржуи пытаются применить аналогичный прием и в отношении других своих противников. Следующей мишенью потомков Геббельса и А.Н.Яковлева стал соратник Ленина Емельян Ярославский. Если в 1990 году самым страшным ярлыком, которые реакционеры наклеивали на коммунистов, было, то сегодня аналогичный ярлык реакционеров - . Но если взглянуть на его жизненный путь, то быть потомком товарища Ярославского должен считать за честь каждый нормальный человек.

По материалам сайта РКСМ(б)
Прислал товарищ К. (Ткачёв Александр),
г. Воронеж.



Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР

Вероисповедание: Партия: Род деятельности:

антирелигиозная пропаганда

Награды:

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия - Мине́й Изра́илевич Губельма́н ; (19 февраля (3 марта) , Чита - 4 декабря , Москва) - революционер, деятель Коммунистической партии , идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель « ».

Этапы жизни

Родился в семье ссыльнопоселенцев.

Ярославский Емельян Михайлович был старостой общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды », журнала «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник», редактором «Исторического журнала» .

Ярославский Емельян Михайлович был членом ЦИК СССР, депутатом Верховного Совета СССР .

С начала 1930-х Ярославский - активный сторонник Сталина . В июле г. обратился к генеральному секретарю за разрешением написать книгу «Сталин», на что получил ответ: «Ещё не пришло время».

В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книжки Ярославский так и назвал - «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 90-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…» (М., 1939. С. 149). В этой книжке-панегирике Ярославский несколько раз подчеркивает «беспощадность Сталина к врагам». «Что верно, то верно, - замечает Волкогонов. - „Вождь“ был беспощаден ко всем, кого он считал врагами» .

В годы Великой Отечественной войны пламенные статьи и речи Ярославского перед фронтовиками звали бойцов Красной Армии, всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага.

После смерти в 1943 был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Награды

Именем Ярославского названы улицы в Перми и ряде других городов.

Безбожник

Н. С. Хрущев вспоминал, что в партии Ярославского называли «советским попом», так как в 1920-1930-е годы он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу». Ярославский был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства.

В 1918 г. в ответ на одну из своих атеистических статей он получил письмо из деревни. Письмо писал некто Петров:

Яраславский он поносит нашу православную веру он хочит чтобы возмутить весь народ он хочит чтобы растащили все церковное и думает из цирквей устроить театр он будет трижды АНАФИМА

(сохранена орфография, пунктуация и стиль источника) (ЦПА. Ф. 89. Oп. 4. Ед. хр. 76. Л. 9; Адвокат дьявола // Звезда. 1993. № 4).

С 1925 года Ярославский - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925-1943). В 1923 году вышла его книга «О религии».

Именно «организатору безбожного движения» принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима: «Борьба против религии - борьба за социализм ». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Например, одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных - в концлагеря» (из статьи Н. И. Бухарина). Журнал «Безбожник» был запрещен к ввозу на территорию Великобритании как «аморальное издание» специальным актом английского парламента.

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в т.ч. Чайковского , Рахманинова , Моцарта , Баха , Генделя и других композиторов. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение».

Ярославский составлял списки запрещенных книг, в которые вошли произведения Платона , Канта , Вл. Соловьева , Л. Толстого , Достоевского и др. Такие списки рассылались по библиотекам, где эти книги должны были быть переданы в спецхраны или уничтожены. Все свои действия Ярославский теоретически обосновывал, например: «Толстой в настоящее время, если брать его отрицательное отношение к государству, если взять его отрицательное отношение к классовой борьбе, его враждебность к науке, является выразителем идей и настроений социальных прослоек, не имеющих никакого будущего, политическое значение которых для сегодняшнего дня ничтожно».

(Емельян Ярославский, «Соцсоревнование и антирелигиозная пропаганда». «Правда», 1 мая 1929 г.)

Сочинения

  • Отчего нет товаров в деревне, хлеба в городах. - М.: Волна, 1917.
  • Н. Г. Чернышевский. - М., 1919.
  • Агитационно-пропагандистская работа Р. К. П. (между XI-м и XII-м съездами). - М.: Красная новь, 1923.
  • Что такое «Рабочая Правда». - Харьков: Пролетариат, 1924.
  • Партия большевиков в 1917 г. М.; Л., 1927.
  • Против оппозиции. Сборник статей. - М.-Л., 1928.
  • Третья сила. Статьи 1917-1931 гг., направленные против эсеровской и меньшевистской партий. - М.: Партиздат, 1932.
  • Против религии и церкви. Т. 5: Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: ГАИЗ. - 1933. - 420 с.
  • Против религии и церкви. В 4 т. - М., 1935.
  • Биография Ленина. - М.: Партиздат, 1934.
  • Биография В. И. Ленина. - М.; Л., 1942.
  • Сталинская конституция и вопрос о религии. М., 1936.
  • Библия для верующих и неверующих / Емельян Ярославский; [Общ. ред., вступит. статья и примеч. д-ра ист. наук М. М. Шейнмана]. - М.: Политиздат. - 1977. - 375 с.: ил.
  • Библия для верующих и неверующих / Предисл. М. И. Шахновича. - Л.: Лениздат. - 1975. - 399 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1958. - 408 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1959. - 408 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: Антирелигиозное изд-во. - 1937. - 406 с.
  • Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы. - М.: Профиздат, 1937.
  • Очерки по истории ВКП(б). 3-е изд. Ч. 1. - М., 1937.
  • Атеизм Пушкина. - М.: Гаиз, 1937.
  • О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации. - М.: Гаиз, 1937.
  • О роли интеллигенции в СССР. - М.: Госполитиздат, 1939.
  • О товарище Сталине. - М., 1939.
  • Анархизм в России, М., 1939.
  • Борьба славянских народов против германского фашизма. - М.: Военмориздат, 1941.
  • В руках Красной Армии судьба нашей Родины. Роль и задачи агитаторов в Красной Армии. (Статьи из газет «Советская Сибирь» и «Красная звезда»). - Новосибирск: Новосибизд. 1942.
  • Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. (Статьи из газет и журналов). - М.: Госполитиздат, 1942.
  • За боевую, доходчивую, правдивую агитацию. - Пенза: Газета «Сталинское знамя», 1942.
  • Советы агитаторам. - М.: Госполитиздат, 1942.
  • Тридцать лет большевистской «Правды». - М.: Гос. изд-во политической лит-ры, 1942.
  • Фашисты хотят восстановить на Советской земле крепостное право. - М.: Мол. гвардия, 1942.
  • О религии. - М., 1958.

Емельян Ярославский. Советская открытка. 1930-е гг.

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия Мине́й Изра́илевич Губельма́н ; 3 марта 1878 года, Чита - 4 декабря 1943, Москва) - революционер, деятель Коммунистической партии, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников ».

Классик отечественного религиоведения Л. Н. Митрохин охарактеризовал Ярославского как "беспринципного выдвиженца" и "мрачную фигуру", "которая координировала и определяла всю репрессивную и пропагандистскую деятельность против религии".

Биография

Родился в семье ссыльнопоселенцев.

В 1898 году вступил в РСДРП, организовал социал-демократический кружок на Забайкальской железной дороге. В 1901 году - за границей, корреспондент партийной газеты «Искра».

В 1902 году - член Читинского комитета РСДРП.

В 1903 году, находясь на нелегальном положении, член Петербургского комитета РСДРП. Стал одним из руководителей Боевого центра партии. Боевой центр создал хорошо вооружённые формирования, занимавшиеся так называемыми экспроприациями - грабежами банков и частных лиц, средства от которых направлялись на партийные нужды.

Организатор стачки текстильщиков в Ярославле (отсюда псевдоним Ярославский ).

Ярославский был участником Революции 1905-1907 годов. Невеста Ярославского, тоже революционерка Ольга Михайловна Генкина (1882-1905), была убита черносотенцами при попытке провоза небольшой партии оружия. Также Ярославский вёл партийную работу в Екатеринославе и Петербурге (редактор газеты «Казарма»); участвовал в 1-й конференции военных и боевых организаций РСДРП в Таммерфорсе, был членом Московского комитета РСДРП и военной организации большевиков, делегатом 4-го съезда партии, делегатом 1-й конференции военных и боевых организаций РСДРП, 5-го съезда партии .

В 1907 году он был арестован и отправлен на каторгу (отбывал в Горном Зерентуе, Нерчинская каторга), затем жил на поселении в Восточной Сибири.

В 1915-1917 годах заведовал Якутским краеведческим музеем.

После февральской революции 1917 года стал членом Якутского комитета общественной безопасности, затем в мае возглавил Якутский совдеп. С июля 1917 работал в Московской военной организации МК РСДРП(б).

Делегат 6-го съезда РСДРП (б).

В дни Октябрьской революции Ярославский - член Московского партийного центра по руководству вооружённым восстанием, член Военно-революционного комитета, первый комиссар Кремля, бежал из Кремля во время восстания юнкеров.

Ярославский был одним из редакторов московских газет «Социал-демократ» и «Деревенская правда». В 1918 примыкал к группе «левых коммунистов» по вопросу о Брестском мире.

В 1918-1919 годах Ярославский - уполномоченный ЦК РКП(б) по проведению мобилизации в Красную армию, комиссар Московского военного округа .

В 1919-1920 годах - кандидат в члены ЦК ВКП(б).

В 1919-1922 годах - секретарь Пермского губкома, член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б). В 1921 году - секретарь ЦК РКП(б). В 1921-1922 годах - член ЦК партии. В 1921 году был государственным обвинителем на процессе Унгерна.

Ярославский Емельян Михайлович был старостой общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды», журнала «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник», редактором «Исторического журнала» .

В 1923-1930 годах - член Центральной контрольной комиссии (в 1923-1934 годах член Президиума, в 1923-1926 член Секретариата, в 1924-1934 секретарь Партколлегии Центральной контрольной комиссии). Кандидат в члены Исполкома Коминтерна (1928).

В 1934-1939 - член КПК при ЦК ВКП(б).

C 1939 года до смерти - член ЦК ВКП(б).

С 28 января 1939 года - Академик АН СССР по специализации: история. Руководил кафедрой истории ВКП (б) в Высшей партийной школе при ЦК ВКП (б) и лекторской группой ЦК.

Карикатура на Сталина и Ярославского, распространялась после XV съезда ВКП(б) «левой оппозицией»

Ярославский Емельян Михайлович был членом ЦИК СССР, депутатом ВС СССР .

С начала 1930-х Ярославский - активный сторонник Сталина. На XVII съезде ВКП(б) заявил: «Товарищ Сталин был наиболее зорким, наиболее далеко видел, наиболее неуклонно вёл партию по правильному, ленинскому пути». Ярославский участвовал в подготовке официальной принятой при Сталине версии истории партии - «Краткого курса истории ВКП(б)».

В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книги Ярославский так и назвал - «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 1890-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…» (М., 1939. С. 149). В этой книге-панегирике Ярославский несколько раз подчёркивает «беспощадность Сталина к врагам» .

В годы Великой Отечественной войны пламенные статьи и речи Ярославского призывали бойцов Красной Армии и всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага.

Умер 4 декабря 1943 года. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Награды и премии

  • орден Ленина (1938).
  • Сталинская премия первой степени (1943) за коллективный научный труд «История гражданской войны», т. 2 (1942). (Вместе с другими лауреатами (всего 15 человек) передал в марте 1943 года 400 000 рублей в Фонд обороны на строительство танковой колонны «За передовую науку»).
  • Именем Ярославского названы улицы в ряде городов. Например, в Ярославле его имя до недавнего времени носила та улица, где стоит кафедральный собор Ярославской епархии.
  • Именем Ярославского, в 1974 году, был назван теплоход Дальневосточного Морского Пароходства.

Безбожник

Н. С. Хрущёв вспоминал, что в партии Ярославского называли «советским попом», так как в 1920-1930-е годы он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу». Ярославский был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства.

С 1925 года Ярославский - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925-1943). В 1923 году вышла его книга «О религии». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Например, одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных - в концлагеря» (из статьи Н. И. Бухарина).

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение» .

Сочинения

  • Отчего нет товаров в деревне, хлеба в городах. - М.: Волна, 1917.
  • Н. Г. Чернышевский. - М., 1919.
  • Как родятся, живут и умирают боги и богини, 1923
  • Агитационно-пропагандистская работа Р. К. П. (между XI-м и XII-м съездами). - М.: Красная новь, 1923.
  • Что такое «Рабочая Правда». - Харьков: Пролетариат, 1924.
  • Партия большевиков в 1917 г. М.; Л., 1927.
  • Против оппозиции. Сборник статей. - М.-Л., 1928.
  • Третья сила. Статьи 1917-1931 гг., направленные против эсеровской и меньшевистской партий. - М.: Партиздат, 1932.
  • Против религии и церкви. Т. 5: Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: ГАИЗ. - 1933. - 420 с.
  • Против религии и церкви. В 4 т. - М., 1935.
  • Биография Ленина. - М.: Партиздат, 1934.
  • Сталинская конституция и вопрос о религии. М., 1936.
  • Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы. - М.: Профиздат, 1937.
  • Очерки по истории ВКП(б). 3-е изд. Ч. 1. - М., 1937.
  • Атеизм Пушкина. - М.: Гаиз, 1937.
  • О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации. - М.: Гаиз, 1937.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: Антирелигиозное изд-во. - 1937. - 406 с.
    • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1958. - 408 с.
    • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1959. - 408 с.
    • Библия для верующих и неверующих / Предисл. М. И. Шахновича. - Л.: Лениздат. - 1975. - 399 с.
    • Библия для верующих и неверующих / Емельян Ярославский; [Общ. ред., вступит. статья и примеч. д-ра ист. наук М. М. Шейнмана]. - М.: Политиздат. - 1977. - 375 с.: ил.
  • К 35-летию II съезда РСДРП . М., 1938
  • О роли интеллигенции в СССР. - М.: Госполитиздат, 1939.
  • О товарище Сталине. - М., 1939.
  • Анархизм в России, М., 1939.
  • Борьба славянских народов против германского фашизма. - М.: Военмориздат, 1941.
  • Биография В. И. Ленина. - М.; Л., 1942.
  • В руках Красной Армии судьба нашей Родины. Роль и задачи агитаторов в Красной Армии. (Статьи из газет «Советская Сибирь» и «Красная звезда»). - Новосибирск: Новосибизд. 1942.
  • Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. (Статьи из газет и журналов). - М.: Госполитиздат, 1942.
  • За боевую, доходчивую, правдивую агитацию. - Пенза: Газета «Сталинское знамя», 1942.
  • Советы агитаторам. - М.: Госполитиздат, 1942.
  • Тридцать лет большевистской «Правды». - М.: Гос. изд-во политической лит-ры, 1942.
  • Фашисты хотят восстановить на Советской земле крепостное право. - М.: Мол. гвардия, 1942.
  • О религии. - М., 1958.

Память

  • В городе Ленинске-Кузнецком имя Ярославского носит один из городских дворцов культуры.
  • В Челябинске именем Ярославского названа площадь в историческом центре города. Переименование площади из Соборной в площадь имени пламенного безбожника, вероятно, по мысли идеологов 1930-х годов, носило символический характер.
  • В Новосибирске, Иркутске, Нерчинске, Якутске и Туле имя Ярославского носят улицы.
  • Поселок Ярославский в Хорольском районе Приморского края.

Примечания

Литература

  • Ленин В. И. Поли. собр. соч., 5 изд., Справочный том, ч. 2. С. 490.
  • Рубан В. А. Емельян Ярославский в «Правде» 1918-1919 гг. - Киев: Изд-во КГУ, 1959.
  • Воскобойников В. М. Товарищ Емельян. - Л.: Детская литература, 1979.
  • Григорьев Б. Г., Кутьев В. Ф. Боец и летописец революции. - М., 1960.
  • Агалаков В. Т. Ем. Ярославский в Сибири. - [Иркутск], 1964.
  • Савельев С. Н. Емельян Ярославский - пропагандист марксистского атеизма. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
  • Абрамов А. У Кремлевской стены. - М., 1978. С. 253-255.
  • Фатеев П. С. Е. М. Ярославский. (Партийные публицисты). - М.: Мысль, 1980.
  • О Емельяне Ярославском. Воспоминания, очерки, статьи. - М.: Политиздат, 1988.
  • Минц И. И. О Емельяне Ярославском. - М., 1988.
  • Торчинов В. А., Леонтюк А. М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. - Санкт-Петербург, 2000.

Емельян Михайлович Ярославский (настоящие имя и фамилия Миней Израилевич Губельман) - российский еврей-революционер, советский партийный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников».

В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты «Социал-демократ», осенью 1917 года редактировал газету «Деревенская правда». Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске.

На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах - членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года - секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты «Правда» и журнала «Большевик», с 1931 года - председатель Общества старых большевиков, с 1937 года - депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года - академик и член ЦК ВКП(б). Скончался 4 декабря 1943 года. Похоронен у Кремлевской стены.

В коммунистической партии Ярославского называли «советским попом», так как в 1920-1930-е годы он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу». Ярославский был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства.

С 1925 года Ярославский - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925-1943). В 1923 году вышла его книга «О религии».

Именно «организатору безбожного движения» принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима: «Борьба против религии - борьба за социализм». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Например, одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных - в концлагеря» (из статьи Н. И. Бухарина).

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в том числе Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Баха, Генделя и других композиторов. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение».

При участии Ярославского составлялись списки запрещённых книг, в которые вошли произведения Платона, Иммануила Канта, Владимира Соловьёва, Льва Толстого, Фёдора Достоевского и др. Все свои действия Ярославский теоретически обосновывал, например: «Толстой в настоящее время, если брать его отрицательное отношение к государству, если взять его отрицательное отношение к классовой борьбе, его враждебность к науке, является выразителем идей и настроений социальных прослоек, не имеющих никакого будущего, политическое значение которых для сегодняшнего дня ничтожно».

Емельян Михайлович Ярославский (настоящее имя - Миней Израилевич Губельман), (1878‑1943), родился в Чите, в семье политического ссыльного. Еврей. Получил домашнее образование. Очень рано увлекся политикой, в 1898 г. вступил в РСДРП, создал подпольный социал-демократический кружок, в 1901 г. - эмигрировал. В 1903 г. вернулся в Россию, вошел в состав подпольного Боевого Центра петербургской организации партии большевиков, был одним из организаторов серии ограблений банков, на квартире Ярославского хранилось оружие и боеприпасы, перевозкой которых занималась его невеста, О. М. Генкина. Активный участник восстания декабря 1905 г. в Москве: организовал несколько нападений на полицию и войска. Находился на нелегальном положении, жил по поддельным документам, но в 1907 г. был арестован и сослан в Якутск, где находился до свержения монархии: заведовал краеведческим музеем.

В феврале-июле 1917 г. Ярославский входил в состав Якутского «комитета общественной безопасности»: от его имени организовал самочинные обыски, арестовал чиновников прежней администрации, инициировал аресты всех, «кому не нравится революция», так что после большевистского переворота часть из них пришлось выпустить: даже с точки зрения большевиков, Ярославский «перестарался».

В октябре 1917 г. - член ВРК в Москве, первый комиссар Кремля. Оказавшись в реальной боевой обстановке, Ярославский бежал из Кремля и скрылся, считая, что большевики проиграли.

В 1918‑1919 гг. - уполномоченный ЦК партии по проведению мобилизации в РККА, комиссар Московского военного округа. Предписывал проводить мобилизацию принудительно, разрешил брать в заложники семьи офицеров, мобилизуемых в РККА. Ярославскому повсюду виделись «контрреволюционные заговоры», поэтому он постоянно держал на улицах Москвы бронетехнику, приказал казнить всех, кто откажется предъявлять документы, арестовывать всех, нарушающих комендантский час. Таким образом пострадало множество совершенно случайных людей. Даже формально Ярославский превышал полномочия, и Ленину пришлось перевести его в Пермь. На фронт Ленин его не посылал, памятуя о его бегстве из Кремля в октябрьские дни.

С 1919 г. - кандидат в члены ЦК РКП(б).

В 1921 г. Е. М. Ярославский был «общественным обвинителем» на судебном процессе над Р. Унгерном, лидером крестьянских повстанцев на Алтае, настоял на смертной казни Унгерна, добивался привлечения к суду других участников восстания.

В 1923 г. Е. Ярославский примкнул к И. В. Сталину, но крупных постов Сталин ему не доверял, а состав ЦК ВКП(б) его избрали только в 1939 г.

Один из организаторов репрессий против представителей небольшевистских партий - эсеров и меньшевиков, анархистов: занимался идеологическим «обоснованием» необходимости уничтожения этих партий.

Ярославский был одним из организаторов травли бухаринской оппозиции в конце 20‑х: первым предложил исключить ее участников из партии. Один из «авторов» культа личности Сталина: был редактором печально знаменитого «Краткого курса истории ВКП(б)», а в 1939 г. написал книгу «О товарище Сталине», одна из глав которой так и называется: «Вождь народов». Иосиф Виссарионович неодобрительно отнесся к такому холуйству, и не рекомендовал эту книгу к распространению.

С 1925 г. Е. М. Ярославский - председатель Союза воинствующих безбожников. В 1923 г. написал книгу «О религии», в которой утверждал, что «борьба против религии - борьба за социализм». Инициатор всех антирелигиозных кампаний середины 1920‑х - начала 1930‑х. По его инициативе сносились десятки храмов, закрывались монастыри. Сжигалась церковная литература, осквернялись мощи святых, создавались «музеи научного атеизма». Фактически РПЦ подверглась настоящему погрому при его непосредственном участии. Антирелигиозный фанатизм Ярославского вызвал в стране всплеск антисемитских настроений: многие были уверены, что Ярославский преследует православие, как еврей по национальности. По его указанию издавались десятки антирелигиозных журналов и газет, которые в любой демократической стране сочли бы экстремистскими; ввоз журнала «Безбожник» в ряд европейских стран был запрещен.

Ярославский в 1929 г. потребовал запретить церковную музыку; Сталин, однако, отрицательно отнесся к такой затее, и предложение было отклонено. Зато Ярославский «отыгрался» на составлении индексов запрещенных книг: по его предложению, были запрещены многие книги Достоевского, Л. Н. Толстого, и все - Владимира Соловьева, В. Розанова, С. Н. Булгакова, даже Платона и Канта. Списки запрещенных книг рассылались им по библиотекам, и эти книги подлежали передаче в спецхраны. В 1934 г. И. В. Сталин запрет с Канта и Платона снял, понимая всю его нелепость, чуть позже - разрешил и прочих авторов, запрещенных Ярославским. Тогда Ярославский добился запрета на колокольный звон; отменил его Сталин - 22 июня 1941 г.

Был «общественным обвинителем» почти на всех судебных процессах над священнослужителями, во всех случаях требовал расстрела. Считал необходимым к 25‑й годовщине большевистского переворота полностью ликвидировать православную церковь; осуществлению этих замыслов помешала начавшаяся война.

В 1929 г. Е. Ярославский инициировал внесение в УК СССР статьи об уголовном преследовании гомосексуалистов и лесбиянок; автор многих статей в «Правде», клеймящих их, как «классовых врагов». Автор определения онанизма, как «контрреволюционного заболевания» - термин неслыханный в мировой практике - при том, что никакого отношения к медицине Ярославский не имел. Лиц, уличенных в онанизме, принудительно «лечили», а в органы НКВД сотнями сыпались доносы о подобных «злодеяниях». Самое печальное в том, что на такие доносы «реагировали», и людей сажали, хотя Уголовный Кодекс ничего на эту тему не говорил.

Имя Е. М. Ярославского увековечено в названиях улиц ряда российских городов. Так, в Челябинске Соборная площадь, после сноса главного городского собора, была названа в честь этого деятеля. Примечателен и такой факт: в Ленинграде все станции метро строились на месте сносимых храмов; автором этой «идеи» был Емельян Ярославский.

Умер Е. М. Ярославский в 1943 г. - от рака. Его прах был захоронен в Кремлевской стене. Сталин на его похороны не пришел.