Меню

Есть ли у воды запах. Какими должны быть цвет, запах и вкус воды

Мать и дитя

Чистая вода не имеет запаха, как полагают многие. В отличие от людей, некоторые чувствуют запах воды. Слоны, например, способны учуять воду на расстоянии многих километров. Вопрос заключается не в том, ли вода, а в том, она не пахнет для человека?

Как работает обоняние

Чтобы понять, почему это так, следует обратиться к устройству органа обоняния. Обоняние – один из пяти органов чувств, который задействует очень большой объем головного мозга. Оно не только усиливает вкус пищи, но также предупреждает об опасности. Благодаря обонянию человек различает , а они, в свою очередь, способны сообщить такие эмоции, как страх, или любовь.

У людей небольшая область обонятельного органа представляет собой поверхность площадью приблизительно 1 см2 в каждом носовом проходе. Обоняние позволяет животным с рецепторами запахов различать огромное множество химических составляющих, которые называются «одоранты», даже если они присутствуют в небольших количествах.

Одоранты – это летучие химические вещества, которые заносятся в нос вместе с вдыхаемым воздухом. Чтобы ощутить тот или иной запах, нужно растворить такое вещество в небольшом количестве воды или жира. Попав в нос, одоранты распознаются.

Существует несколько теорий относительно работы обоняния. Большинство из них утверждает, что молекулы одоранта образуют соединения с участком органа обоняния. Это соединение зависит от формы и размера молекулы одоранта.

Затем нос отправляет сигнал мозгу, который и определяет запах. Некоторые одоранты, например, духи, вызывают сильную реакцию, а некоторые не вызывают никакой.

Обонятельные органы млекопитающих используют сочетание разных рецепторов для того, чтобы возникла реакция на запах. Так с помощью приблизительно тысячи рецепторов человек может различить тысячи разных запахов.

Молекула воды состоит из двух веществ, водорода и кислорода, и имеет угловую форму.

Почему вода не имеет запаха

Хотя многие полагают, будто животные чувствуют запах воды, на самом деле это не совсем так. Звери ощущают запахи растений и минералов, которые находятся вблизи воды. Но есть и многие виды организмов, которые способны чувствовать запах самой воды.

Еще одно наблюдение заключается в том, что животные могут распознать воду по запаху, когда ее много. Молекулы воды, которые содержатся в воздухе, являются постоянным стимулятором для обоняния. А когда есть постоянный стимулятор, мозг просто его игнорирует.

Направляясь к водоему, животное чувствует запах воды. Но оставаясь возле водоема долгое время, оно перестает ее обонять.

Обоняние человека никак не реагирует на воду, в отличие от некоторых других организмов и позвоночных. Делает ли это человека менее способным находить источники воды? Вряд ли. Предки современного человека находили воду и использовали ее. Они сочетали все пять органов чувств и применяли очень важный инструмент: ум.

1. Нарисуй фрукты и овощи, в которых содержится особенно много сока.

Отметь галочкой тот фрукт или овощ, сок которого ты больше всего любишь.

2. Вычисли и запиши, сколько воды в теле человека, если его масса составляет:

а) 60 кг - 60: 3 2 = 20 2 = 40 кг;

б) 90 кг - 90: 3 2 = 30 2 = 60 кг.

А сколько воды в твоём теле?

Мой вес 45 кг. Значит воды в моем теле 45: 3 2 = 15 2 = 30 кг.

3. Эти картины начал рисовать папа Серёжи и Нади. Помоги их закончить. Вырежи рисунки из Приложения и посели каждое животное в его природный дом. Не наклеивай рисунки сразу. Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки наклей рисунки.

По полученным картинам-аппликациям расскажи о жизни в пресной и солёной воде.

4. Практическая работа «Исследуем свойства воды».

Цель работы: определить свойства воды.

Оборудование. У учащихся: три лабораторных стакана (из них два - с водой); ложка, соль, измельчённый мел, воронка, бумага для изготовления фильтра, ножницы. У учителя: колба с трубкой, заполненная подкрашенной водой; тарелка с горячей водой, тарелка со льдом.

Ход работы: по заданиям учебника. По ходу работы заполняй таблицу.

Опыт 1: Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Опыт 2: Сравни цвет воды с цветом полосок, изображенных в учебнике. Имеет ли вода цвет?

Опыт 3: Определи, имеет ли чистая вода запах.

Опыт 4: Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельченного мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?

Опыт 5: Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?

Ещё два опыта покажет учитель.

Опыт 6: Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке понимается. Почему?

Опыт 7: Ту же колбу поставим на тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь?

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): 5. цель достигнута

Презентация : сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.

5. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воды при нагревании и охлаждении. (Частицы воды обозначайте кружочками.)

6. С помощью опытов определи, растворяются ли в воде эти вещества. Отметь знаком «+» (растворяется) или знаком «-» (не растворяется).

7. Попроси членов своей семьи принять участие в небольшом исследовании (это лучше сделать в воскресенье, когда вся семья дома). Его цель - доказать огромное значение воды в нашей жизни.

Вода и напитки, в которых она содержится (например, чай, сок, морс, компот), - необходимая часть нашего ежедневного рациона.
Пусть участники исследования в течение дня отмечают (закрашивают клеточку) каждый выпитый ими стакан воды, чашку чая и т. д. В конце дня посчитай количество закрашенных клеточек и запиши получившееся число.

Задачи:

  • Образовательные :
  • познакомить учащихся с распространением воды в природе, уточнить и расширить знания о значении воды для живых существ.
  • организовать исследование детьми основных свойств воды.
  • сформировать понятие бесцветности, прозрачности, безвкусности.
  • познакомить с фильтрованием как одним из способов очистки загрязненной воды.
  • Развивающие :
  • развивать связную речь, ввести в активный словарь термины и понятия: свойства, фильтрование, фильтр, бесцветность, безвкусность, прозрачность, текучесть, растворитель.
  • развивать зрительное восприятие, произвольную и непроизвольную, зрительную и слуховую память, произвольное внимание; умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы на примере материала темы.
  • Воспитательны е:
  • воспитывать интерес к урокам окружающего мира, формировать элементы научного мировоззрения, бережное и активное отношение детей к живой природе.

Оборудование: учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс; карточки с условными знаками погоды, меловая схема на доске для проверки домашнего задания, запись темы и целей урока, ребус, аудиозапись с шумом дождя, ручья, океана, схема рассказа «Вода в природе», глобус, инструкции к опытам, вода, стаканы, воронки, шарики, фильтры из салфеток, песок, сахар, таблица у детей в тетради и учителя на доске к опытам, опорные слова к опытам, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организация класса (1 мин.)

– Сядет тот, кто правильно назовет условный знак: ясно, пасмурно, переменная облачность, дождь, снег, слабый, сильный, умеренный ветер, гололед, кучевые, перистые, слоистые облака.

2. Природоведческая минутка (2 мин.)

– Послушаем наших дежурных, которые расскажут об изменениях в природе за неделю.

3. Проверка домашнего задания. Введение в тему (5 мин.)

– На прошлом уроке мы изучили тему: Тела, вещества, частицы. Проверим, как вы ее поняли.

1. Составь схему у доски и расскажи:

Пример заполнения схемы учеником:

2. Индивидуальные карточки:

1. Что такое тело?

Тело бывает только у человека и животных
Тело – любой предмет в окружающем мире

2. В каком ряду перечислены тела только неживой природы, а в каком – только живой?

Сосулька, снежинка, капля воды, пузырек воздуха _______________
Растения, животные, грибы______________

1. В чем отличия тел природы от изделий?

Тела природы только в природе, а изделия – в домах
Изделия созданы человеком, а тела природы человек не создавал
Изделия состоят из глины, а тела природы из древесины

2. Что такое вещество?

Это разные вещи в доме

1. Соедини слова первого столбика со словами из второго столбика.

Стакан Тела неживой природы
Кровать
Заяц
Снежинка Тела живой природы
Ромашка
Тетрадь
Сосулька Изделия
Бабочка
Камень

2. Что такое вещество?

Это разные вещи в доме
Это то, из чего состоят тела
Это листопад, снегопад, гололёд

1. Каким общим словом называются тела живой природы? Подчеркни правильное.

Вещества, животные, организмы.

2. Перечисленные вещества раздели на 3 группы. Соедини слова первого столбика со словами из второго столбика.

Вода Жидкое
Соль
Природный газ Твёрдое
Воздух
Молоко Газообразное
Сахар

3. Дать краткий ответ:

– Что такое тело? В какие группы объединяются тела? Примеры.
– Что такое вещество? В какие группы объединяется вещества? Примеры.
– Почему надо изучать свойств разных веществ?

4. Проверка задания № 1

5. Фронтально: Заполнить таблицу по образцу (устно):

4. Сообщение темы, цели урока (1 мин.)

– Вот мы и подошли к теме нашего урока. Отгадайте ребус и определите, чему мы будем учиться на уроке.

  • Свойства воды
  • Где встречается вода в природе?

5. Объяснение нового материала (5 мин.)

а) Прослушивание стихотворения (2 мин.)

Рассказывают два ученика.

– Послушайте стихотворение и скажите, в каких природных явлениях и телах присутствует вода?

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Из далека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я дружок, из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шёпот:
– Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

– Где еще мы можем встретить воду?
– Почему в стихотворении говорится об океанской воде, мы ведь не пьем соленую воду?
– Здесь имеется вся вода нашей планеты. Вода Мирового океана: соленая и пресная.

б) Сообщение учащегося (2 мин.)

План рассказа в виде рисунков на планшете.
– Послушаем сообщение Лены, а затем вы ответите на вопрос: в каких состояниях встречается вода в природе и для чего она нужна?

ВОДА В ПРИРОДЕ

– Ребята, что это такое? (Показать глобус)
– Какого цвета на глобусе больше?
– Голубым цветом изображаются моря, океаны, реки, озёра нашей планеты. Они занимают места в 2 раза больше, чем суша.
Толстый слой воздуха опутывает нашу Землю. В воздухе находится много воды в виде туч, пара.
Вода есть и под землей и в почве.
На Северном и Южном полюсах вода в виде льда.
Вода есть и в животных и растениях. А некоторые, например рыбы, вообще без воды жить не могут.
Наше тело больше, чем на половину состоит из воды. Она разносит питательные вещества по организму и удаляет из него вредные вещества.
Без пищи человек может прожить 30 – 40 дней, а без воды 4 – 5 дней. В сутки человеку требуется 2 – 2,5 литра воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).
– Где же встречается вода в природе, в каких состояниях? (в почве, под землей, в морях, океанах, в воздухе, во льдах, в человеке, в растениях; твердая, жидкая, в виде пара).
– Что интересного запомнили?

6. Физминутка (1,5 мин.)

– Давайте с вами немножко отдохнем.

Дети имитируют движения под шум воды.

От зеленого причала оттолкнулся теплоход.
Раз, два!
Сделал шаг назад сначала.
Раз, два!
А потом шагнул вперед,
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
Рыбки плавали в водице,
Веселились все в ручье,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

7. Практическая работа (11-12 мин.)

а) Изучение свойств воды (10 мин.)

– Мы много знаем о воде, но постараемся узнать еще больше. Давайте познакомимся со свойствами воды с помощью опытов. Возьмите лист-инструкцию к работе (см. учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 кл.)

СВОЙСТВА ВОДЫ

Ты уже знаешь, что вода - жидкость. Познакомимся с её свойствами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Опыт 1. В один стакан положи шарик или другой предмет, а в другой стакан налей воды. Изменилась ли форма шарика? А воды? О каком свойстве воды это говорит?
Опыт 2. Определи, имеет ли чистая вода запах.
Опыт 3. Попробуй воду. Имеет ли она вкус. Сравни со вкусом молока, сахара, соли. Какой вывод можем сделать?
Опыт 4. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Опыт 5. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых на листе. Имеет ли вода цвет?
Опыт 6. Вылей на линейку немного воды. Что заметил? Наклони линейку. Что произошло с водой?
Опыт 7. Насыпь в один стакан с водой немного соли или сахара, а в другой - столько же песка. Помешай воду. Что ты заметил? О чём говорит этот опыт?
Опыт 8. Мутную, загрязнённую воду можно очистить. Для этого её нужно пропустить через фильтр.
– Сколько опытов мы должны сделать?
– Читаем опыт, выполняем, делаем выводы, и результат заносим в таблицу. Вы у себя в тетради, а я на доске.

Опыты проводятся с помощью учителя. По ходу учитель задает вопросы:

– Что видите?
– Что чувствуете?
– Какой вывод можем сделать?

б) Обобщение (1 мин.)

У доски отвечает 1 ученик, рассказывая о своих наблюдениях с опорой на таблицу.

8. Закрепление (10 мин.)

а) Проблемная ситуация

– В одной из русских загадок говорится, что воду нельзя вкатить в гору, не унести в решете, в руках не удержать. Почему? О каких свойствах воды вы вспомнили?
– Мы узнали, что дома воду можно очистить с помощью фильтра, а как же в природе происходит очистка воды?
– Прочитаем об этом на странице 65 в учебнике (с помощью песка).

б) Работа по карточкам

Сильным учащимся:

1. Некоторой своей деятельностью человек загрязняет воду. Выдели ее в перечисленном.

Моют машины на берегах водоемов ; пьют воду ; спускают отработанную на заводах и фабриках воду в водоемы ; бросают мусор в водоемы ; смотрят телевизор .
Допиши, если ты знаешь другие источники загрязнения воды.

1. Как знание свойств воды помогает охранять здоровье?

Если вода непрозрачная или имеет вкус, ее нельзя пить ; если вода имеет вкус, ее надо пить ; вода текуча, значит, хорошо смывает грязь с тела ; если вода имеет запах, ее нельзя пить и нюхать ; горячая вода может вызвать ожоги тела, а холодная - простуду .

2. По описанию определи, о каком свойстве воды идет речь. Запиши название этого свойства. Если в описании идет речь о свойстве, которого нет у воды, напиши слово «нет».

Из чашки на стол пролилась вода. Вода растеклась по столу. Вода...
Чашку с водой поставили вверх дном. Чашку убрали. Осталась чашка из воды. Вода…
В стакан с водой положили сахар. Вскоре сахар растворился. Вода...
Водой выкрасили дом в желтый цвет. Вода...
В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо видна. Вода...

Средним учащимся:

1. Какой бывает вода в природе? Продолжи примеры из своих наблюдений.

Жидкая вода: роса, ________________________________________________ .
Твёрдая вода: лёд, __________________________________________ .
Газообразная вода: _______________________________________________ .

2. Как называется этот способ очистки воды?

В опыте

В природе

Слабым учащимся:

Соедини слова с рисунками стрелками.

1. Текуча 2. Прозрачна

3. Без вкуса

4. Без запаха

в) Проверка работы по карточкам

Дети меняются карточками и проверяют ответы друг друга по карточкам с правильными ответами, выданными учителем.

9. Итог урока

– Какие свойства воды вы узнали?
– Как называется способ очистки воды?
– Где встречается вода в природе?
– Какое значение имеет вода для живых организмов?
– Для чего нужно знать свойства воды?

Оценка работы учащихся учителем, отметка за урок.

10 . Домашнее задание (2 мин.)

Картотека опытов и экспериментов. Вода.

ОПЫТ

«Свойства воды»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Вкус воды.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Запах воды.

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Цвет воды.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВОДОЙ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7391213","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...

Картотека опытов и экспериментов "ВОДА ПЕСОК"

«Как вода гулять отправилась»Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без игл...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Подготовила: воспитатель Домнина А.Е.Це...

Фото: Depositphotos.com

Наших горожан условно можно поделить на две группы: тех, кто пьет воду из крана, и тех, кто этого категорически не приемлет. Не будем корить первых за упрямство, что воду всё-таки желательно дополнительно очищать, а просто напомним, зачем нужно это делать.

Тема доочистки воды касается не только жителей частных домов с автономной системой водоснабжения, обитателям городских квартир тоже не помешает оценить качество водопроводной воды.

Вода может быть невкусной

Если вы заметили странный привкус или аромат у воды из домашнего крана, этому может быть несколько причин.

1. Хлор . Этот химический элемент давно привычен в качестве обеззараживающего средства для воды централизованной системы. Да, он убивает любые вредные микробы в воде, но вместе с тем и желание такую воду пить.

2. Землистый или заплесневелый запах . Вода, которая проходит через торф в грунте, может дать такой эффект. Есть виды бактерий и водорослей, которые обычно присутствуют в озерах, водохранилищах и реках, они могут производить вещества, которые не являются вредными для здоровья, но меняют вкус и запах воды.

3. Резиновый или пластиковый. Некоторые сантехнические материалы, резиновые или пластиковые шланги, вступают в контакт с водой в трубах и могут придавать воде неприятные вкус и запах.

4. Горький вкус. Его может спровоцировать медь, железо или оцинкованные трубы. Трубы быстро забиваются ржавчиной, бактериями и другими отложениями.

Как исправить ситуацию

Мембранный фильтр «Кванта +» - источник чистой воды в вашем доме. Сертифицированное оборудование надежно удаляет бактерии, вирусы и любые вкусовые оттенки проточной воды. К тому же эта система имеет постоянный запас очищенной воды в количестве 7–9 литров.

После тщательной фильтрации вода становится по-настоящему чистой. Из нее получаются вкусные блюда, ее приятно пить без термической обработки. В доме, где растут дети, крайне важно иметь источник такой чистой воды.

Фильтры могут быть не только для очистки воды на кухне (для питья и приготовления пищи), но и для хозяйственно-бытовых нужд . Всем известно, что от качества используемой воды зависит и срок службы бытового оборудования: стиральных и посудомоечных машин, дорогостоящей сантехники, кофемашин и чайников. Поэтому очистка воды в доме не прихоть, а будничная необходимость.

Если до сих пор вопрос с чистой водой решаете покупкой бутилированной воды, стоит присмотреться к фильтру «Кванта + » и начать существенно экономить за счет установки личного водоочистительного оборудования.

Мы посчитали: ежедневное потребление воды семьей из четырех человек составляет около 10 литров в день, и это только для того, чтобы пить и готовить пищу. Стоимость одной бутылки воды емкостью пять литров составляет 50 рублей (есть и дороже, стоимость зависит от региона и бренда производителя воды). Таким образом, в день такая семья тратит 100 рублей. Казалось бы, что это совсем немного, но в месяц это уже 3000 рублей, а за год такая семья тратит на воду 36 000 рублей!