Меню

Крылов слон на воеводе басня с моралью. Слон на воеводстве (Кто знатен и силён…)

Интересное

Кто знатен и силен,

Да не умен,

Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

На воеводство был в лесу посажен Слон.

Хоть, кажется, слонов и умная порода,

Однако же в семье не без урода;

Наш Воевода*

В родню был толст,

Да не в родню был прост;

А с умыслу он мухи не обидит,

Вот добрый Воевода видит –

Вступило от овец прошение в Приказ*:

"Что волки-де совсем сдирают кожу с нас". –

"О плуты! – Слон кричит. – Какое преступленье!

Кто грабить дал вам позволенье?"

А волки говорят: "Помилуй, наш отец!

Не ты ль нам к зиме на тулупы

Позволил легонький оброк собрать с овец?

А что они кричат, так овцы глупы:

Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,

Да и того им жаль отдать". –

"Ну то-то ж, – говорит им Слон, – смотрите!

Неправды я не потерплю ни в ком:

По шкурке, так и быть, возьмите;

А больше их не троньте волоском".

* Воевода – начальник войск, а также начальник города или округа в старой

* Приказ – в старину Приказами назывались правительствен-ные учреждения.

Слон на воеводстве

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. Давным-давно жил на окраине Руси воевода. Жил не тужил, воеводством своим правил. Был он вдов, но по причине преклонных лет своих о новой женитьбе даже...
  2. Жили-были два брата - богатый и бедный. Бедный-то овдовел; от жены осталась дочка на седьмом году, потому и прозвали ее Семилеткой. Только богатый и подарил...
  3. У одного мельника были три дочери. Две старшие сестры были хороши собой, а младшая – лучше их обеих. Пришло время, и заневестились все три девушки....
  4. Что и говорить, быстро бегал олень, которого подстрелил дядюшка Дэви Лэйн, быстрее молнии, особенно когда ветер дул ему в спину. Однако случись ему состязаться в...
  5. С самого утра мужичок трудится на своей борозде, устал бедный. Едет воевода. Известно, воеводы рано не встают, ездить не ездят. Вот подъезжает он, увидел мужичка,...
  6. В давние-давние времена просторные леса Химаван-та разделялись на западную и восточную части небольшим озером. А в озере том жила мудрая-премудрая Лягушка. Полновластным правителем восточного Химаванта...

Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода;
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит,
Вот добрый Воевода видит -
Вступило от овец прошение в Приказ:
"Что волки-де совсем сдирают кожу с нас". -
"О плуты! - Слон кричит. - Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?"
А волки говорят: "Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,
Да и того им жаль отдать". -
"Ну то-то ж, - говорит им Слон, - смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском".

Мораль басни "Слон на воеводстве"

В этой басне показывается то, что самые добрые и великодушные правители, если не имеют способностей руководить, желая сделать все хорошо, будут использованы чиновниками и приближенными,изображенные в образе волков, своих корыстных целях.

Также тут интересно описан народ в образе Овец — наивно полагающих, что своим обращением они обратят внимание на свои проблемы, и как искусно волки, управляя ситуацией добиваются прошения за свои дела.

Слон на воеводстве рисунок

Басня Слон на воеводстве читать текст

Кто знатен и силен,
Да не умен,

На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода;
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит,
Вот добрый Воевода видит -
Вступило от овец прошение в Приказ:
"Что волки-де совсем сдирают кожу с нас". -
"О плуты! - Слон кричит. - Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?"
А волки говорят: "Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,
Да и того им жаль отдать". -
"Ну то-то ж, - говорит им Слон, - смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском".

Мораль басни Слон на воеводстве

Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Слон на воеводстве

Глупость пусть и с добрым сердцем может дров наломать.

Мораль басни Ивана Андреевича Крылова "Слон на воеводстве" содержится ещё в первом трёхстишии. В данной басне влиятельный и властный слон-воевода. Добрый, но недальновидный властелин одновременно разрешил волкам снять с овец шкуру и запретил им их трогать.

Анализ басни Слон на воеводстве

Басня высмеивает руководителей, которые слишком просты и не могут согласовать несколько своих действий, но одновременно с этим добры и благосклонны.

Слон является именно таким руководителей, который хочет заработать себе авторитет, отвечая добром на все просьбы, но он настолько глуп, что не может сравнить их и понять, что они диаметрально противоположны.

Волки в данной басне являются именно теми хитрыми подданными, которые, пользуясь глупостью и несообразительностью своих руководителей, стараются извлечь из неё для себя выгоду. Используя лукавые фразы, люди, которых в данной басне отождествляют волки, давят на своих начальников, выбивая нужное для них решение. Возможно, имеются в виду чиновники, окружающие правителя.

Овцы отождествляют народ - самую незащищённую группу людей, которых стараются обобрать всеми самыми изощрёнными путями. Сам народ при этом редко что может сделать и молча созерцает этот процесс.

Расказывается про слона, который назначен главным в лесу, но из-за глупости приказы отдает невыполнимые.

Герои басни (персонажи)

  • Слон - начальник
  • Волки
  • Овцы - народ

Слушать Басню Крылова Слон на воеводстве

Басня «Слон на воеводстве» – ироничная, сатирическая история, написанная в 1808 году, а высмеивает эта история невежественных руководителей, из-за глупости которых «страдает» простой народ.

Басня «Слон на воеводстве»

Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода;
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит,
Вот добрый Воевода видит –
Вступило от овец прошение в Приказ:
“Что волки-де совсем сдирают кожу с нас”. –
“О плуты! – Слон кричит. – Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?”
А волки говорят: “Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,
Да и того им жаль отдать”. –
“Ну то-то ж, – говорит им Слон, – смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском”.

Мораль басни Крылова «Слон на воеводстве»

Мораль басни «Слон на воеводстве» автор вынес в самое начало, структурно обособил и вложил в нее следующий смысл: каким бы добрым и заботливым не был руководитель, если для занимаемой должности он глуповат, ничего хорошего от него ждать не стоит.

Анализ басни «Слон на воеводстве»

В басне «Слон на воеводстве» Крылов с помощью метафоры знакомит читателя с властными структурами своего времени, царской властью. Причем он не просто высмеивает ее или выставляет не в лучшем свете, а показывает, что встречаются на руководящих постах и хорошие люди, вот только их глупость (а слишком умные на серьезных должностях царю и не нужны), невежество и чванство мешают им быть такими же хорошими руководителями, поэтому любое, даже самое их благое, решение для народа чаще всего оборачивается новыми проблемами.

В басне овцы – это народ, творящие произвол волки – это помещики, а администрация и царская власть предстают в образе Слона, который пытаясь помочь бедным овцам, но по глупости и не до конца разобравшись в проблеме, так и не смог спасти их шкуры.

Эта ситуация очень наглядно показывает все отрицательные стороны крепостного права, беспомощность крестьян и безвыходность ситуации, когда «у руля» находятся не те люди.

Крылатые выражения из басни «Слон на воеводстве»

  • «В семье не без урода» – один из самых популярных сегодня афоризмов, взятых из басни «Слон на воеводстве». Он употребляется, как упрек, негативная характеристика, в отношении человека, чье поведение, внешний вид и т.п. сильно отличается от общепринятого.